Помощь

О применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

ПРИМЕР ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

о порядке  применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в

«образовательной организации»

1. Общие положения и определения

1.1. Настоящее Положение разработано на основе  ФЗ № 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности", Приказов Министерства образования и науки РФ № 2 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», № 839 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год»,  Устава «образовательной организации»  и других нормативных документов.

1.2. Настоящее Положение устанавливает правила организации и реализации электронного обучения (далее ЭО), дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ) в «образовательной организации».

1.3. Под электронным обучением понимается организация  образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и  используемой при реализации образовательных программ информации и  обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств,  а также информационно - телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу  по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников  образовательного процесса. 

1.4. Информационно - образовательная среда  – это системно - организованная совокупность средств передачи данных, информационных  ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно - программного и организационно - методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных  потребностей пользователей. В информационно - образовательной среде  посредством дистанционных образовательных технологий создаются условия для  организации электронного обучения.

1.5. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на  расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

1.6. Дистанционное образование рассматривается как система реализации процесса электронного  обучения с подтверждением образовательного ценза.  П о средством дистанционного образования реализуется комплекс образовательных услуг, предоставляемых населению с помощью информационно - образовательной среды.

1.7. Система дистанционного обучения  рассматривается как  информационно-образовательная среда, в которой образовательные программы реализуются  посредством дистанционных образовательных технологий.

1.8. При реализации образовательных программ с применением  электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в  образовательном учреждении должны быть созданы условия для  функционирования электронной информационно - образовательной среды,  включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,  телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном  объеме независимо от их мест нахождения.

1.9. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом  осуществления образовательной деятельности является место нахождения  образовательного учреждения независимо от мест нахождения  обучающихся.

2. Термины, обозначения и сокращения

  • ФГОС ВПО федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования
  • ДО Дистанционное обучение
  • Система ДО Система дистанционного обучения
  • ДОТ Дистанционные образовательные технологии
  • ЭО Электронное обучение
  • УМКД Учебно - методический комплекс дисциплины
  • Управление ЭО Управление электронного обучения
  • Управление ДПО Управление дополнительного  профессионального образования
  • Управление ИТиТ Управление информационных технологий и телекоммуникаций

3. Основные цели и социальные приоритеты развития ЭО, применения ДОТ.

3.1. Цели развития  ЭО, применения ДОТ в  университете :

  • повышение качества образования;
  • обеспечение доступности образования за счет привлечения контингента студентов и слушателей, для которых обучение по традиционным  технологиям невозможно или затруднено;
  • повышение рейтинга вуза в конкурентной образовательной среде региона.

3.2. Задачи развития  Э О , применения ДОТ в  университете :

  • создание интегрированной электронной информационно - образовательной среды, направленной на обеспечение потребностей обучающихся  в качественном образовании;
  • формирование электронных ин формационных и образовательных  ресурсов как составляющих компонентов единой базы цифрового  образовательного контента университета;
  • организация процесса  ДО и обеспечение его квалифицированными  педагогическими кадрами, способными реализовать весь спектр современных  образовательных ресурсов, а также дистанционных, информационных и  телекоммуникационных технологий.

4. Организация  ЭО, порядок применения ДОТ

4.1. ЭО ,  ДОТ могут использоваться при всех предусмотренных  законодательством Российской Федерации формах получения образования или при  их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и  практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной аттестации  обучающихся.  Применение ЭО,  ДОТ не исключает возможности проведения  учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля,  промежуточной аттестации путем непосредственного взаимодействия  преподавателей с обучающимся.

4.2. При подготовке по профессиям и специальностям, получение которых  в очно - заочной, заочной форме и форме экстерната не допускается, ЭО и ДОТ  могут использоваться в очной форме при реализации профессиональных программ  по общим гуманитарным, социально - экономическим и общим математическим  дисциплинам.

4.3. Для управления и реализации учебного процесса с применением ЭО,  ДОТ используются возможности образовательного портала университета ( название.elearn. ru), на котором управление ЭО размещает расписание учебных  занятий.

4.4. Обучение по образовательной программе с  использованием ЭО ,  ДОТ осуществляется с согласия  абитуриента, выражаемого при заполнении заявления при поступлении в университет . При этом  абитуриенты сдают вступительные испытания (аттестационные испытания) , предусмотренные Правилами приема для конкретного направления подготовки/ специальности,  выбранной формы обучения.  Перечень специальностей, направлений подготовки и сроки приема абитуриентов на обучение с применением ДОТ определяются  ежегодно Правилами приема . В процессе обучения студент имеет право перейти на традиционное обучение при условии наличия учебных групп. Также возможен переход студента с традиционного обучения на обучение с применением ДОТ при условии заполнения в управлении ЭО заявления на перевод с выражением согласия на обучение с применением ДОТ при условии наличия учебных групп .

4.5. Основой учебного процесса в системе ДО является учебный план направления подготовки (специальности), соответствующий  ФГОС  ВПО  и утверждённый ректором университета . Индивидуальный учебный план составляется управлением ЭО с участием обучающегося и учитывает его  индивидуальные особенности и способности. На основании учебного плана управлением ЭО составляется календарный график учебного процесса с указанием времени, отводимого на выполнение необходимы х видов учебной деятельности в системе ДО, контрольных мероприятий и на экзаменационную сессию.

4.6. Управлением ЭО при реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ обеспечивается порядок и формы доступа обучающихся и преподавателей к информационным и образовательным ресурсам образовательного портала посредством предоставления индивидуальных логина и пароля. Ответственность за сохранность  индивидуальных логина и пароля несут полностью их владельцы.

4.7. Управление ЭО размещает информационные ресурсы и учебные ресурсы включая  к учебно - методические материалы,  учебно - методические комплексы дисциплин, в электронной библиотеке и/или базе знаний  информационно-образовательной среды. Доступ к учебно - методическим материалам предоставляется на основании выданных индивидуальных логина и пароля.

4.8. Учебно - методические материалы разрабатываются преподавателями,  согласовываются  в установленном порядке  с зав. кафедрой и рекомендуются к  использованию в системе ДО управлением ЭО.  Состав  УМКД для реализации  учебных дисциплин в системе ДО определяется в соответствии с положением об  учебно - методических комплексах дисциплин основной образовательной  программы высшего профессионального образования по ФГОС ВПО.

4.9. Реализация в системе ДО дополнительных образовательных программ,  по которым не установлены государственные образовательные стандарты,  обеспечивается учебно - методическим комплексом с использованием  соответствующих требований к минимуму содержания образовательных программ  дополнительного образования при наличии таковых.

4.10. В  системе  ДО используются следующие виды учебной деятельности:  лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, контрольная работа,  коллоквиум, самостоятельная работа, научно - исследовательская работа, практика,  курсовая работа, выполнение выпускной квалификационной работы . В системе ДО возможны различные формы реализации учебной деятельности включая: вебинар, видеоконференция, вебконсультация, видеолекция, чат, форум  и др. (см. Приложение).

4.11. Все виды учебной деятельности в  системе  ДО реализуются посредством: педагогического общения (преподавателей, студентов) в аудитории  или с использованием ДОТ и электронных средств связи; общения  в аудитории или с использованием  электронных средств  связи;  самостоятельной работы студентов с учебными материалами и контрольно-измерительными материалами.

4.12. Учебный год студентов, обучающихся по заочной форме с применением ДОТ , устанавливаются в соответствии с Правилами приема и календарным графиком учебного процесса. Каникулы устанавливаются не менее двух раз в году, общей продолжительностью не менее 7 недель.

4.13. Основными ДОТ являются: кейсовая, сетевая и телекоммуникационная  технологии и различные их сочетания. В зависимости от используемых ДОТ представление информации для обучающихся осуществляется в виде цифровых электронных изданий учебного назначения; аудио - и видеопродукции;  передач. Взаимодействие субъектов процесса обучения в системе электронного обучения опирается на информационные технологии, центральным звеном которых являются средства телекоммуникации. Они используются для обеспечения образовательного процесса необходимыми учебными и учебно - методическими материалами, обратной связью между субъектами процесса обучения, обменом управленческой информацией внутри системы ДО.

4.14. Промежуточная аттестация производится в соответствии с графиком учебного процесса как на территории университета  (его филиалов ), так и с  применением ДОТ при соблюдении условий идентификации личности  обучающегося и защиты информации от несанкционированного доступа.

4.15. Количество экзаменов, предусматриваемых для промежуточной аттестации обучающихся , не должно превышать десяти в учебном году, а  количество зачетов  — двенадцати. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Количество экзаменов, предусматриваемых для промежуточной аттестации обучающихся при ускоренном  обучении по основной образовательной программ е ВПО, не должно превышать 20 в  учебном году.

4.16. Итоговая аттестация выпускников проводится в порядке, установленном положением  об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений  Российской Федерации и положением о порядке прохождения итоговой  государственной аттестации выпускников ФГБОУ ВПО «название образовательной организации» .

4.17. Внутренний документооборот в университете по учету результатов в  системе  ДО ведется в традиционной и электронно - цифровой форме. Сведения о промежуточной аттестации  и документ ы о движении контингента обучающихся  сохраняются на бумажном носителе и/или в электронно - цифровой форме и  хранятся в Управлении ЭО .

4.18. Для обеспечения качества ЭО и использования ДОТ при реализации образовательных программ управление  ЭО совместно с управлением  ДПО осуществляет повышение квалификации  в области новых информационных и  образовательных технологий руководящих, педагогических работников и  учебно - вспомогательного персонала (в том числе работающих в филиалах и  представительствах ).

4.19. Управление ИТиТ обеспечивает процесс реализации ЭО, ДОТ в  университете необходимой оргтехникой, компьютерной техникой,  программным  обеспечением , а также возможностью использования теле коммуникационного  канала с доступом в  интернет и с  пропускной способность ю , достаточной для  реализации ЭО, ДОТ по всем видам и формам учебной деятельности и  технолог и ям педагогического общения, предусмотренным учебным планом, календарным графиком учебного процесса, рабочей программой и учебно - методически м  комплексом учебной дисциплины . Информационно - образовательная среда системы электронного обучения университета (электронные базы данных,  справочно - информационные системы, образовательный портал) располагается на вычислительных ресурсах университета .

4.20. При организации и реализации ДО используется материально - техническая база и помещения университета и его филиалов.  При проведении отдельных видов мероприятий (занятий) допускается использование личного периферийного оборудования (компьютеров, веб-камер и т.п.) как студентами так и преподавателями при выполнении требований проведения указанных мероприятий в рамках информационно-образовательной среды

5. Участники образовательного процесса с применением ЭО, ДОТ и их деятельность

5.1. Участники образовательного процесса с применением ДОТ (ответственные исполнители):

  • управление ЭО  - структурное подразделение образовательной организации,  осуществляющее планирование, организацию, учебно-методическую помощь,  руководство  и контроль  за разработкой и реализацией ЭО, ДОТ в образовательном процессе;
  • обучающиеся  - студенты, аспиранты и слушатели, осваивающие образовательную  программу с применением ЭО и ДОТ;
  • преподаватели  - профессорско - преподавательский состав, обеспечивающий реализацию  ЭО, применение ДОТ  в соответствии  с учебным планом и учебной нагрузкой ;
  • эксперты -  обучающиеся, преподаватели, инженеры, аспиранты, сотрудники других организаций привлекаемые к учебным мероприятиям, в частности, к процедуре оценки работ.
  • факультет  - структурное подразделение университета,  непосредственно реализующее образовательные программы по всем  уровням и  формам обучения;
  • кафедра  - структурное подразделение факультета, обеспечивающее  реализацию учебного процесса  в университете посредством  квалифицированных преподавателей , контролирующее выполнение ими учебной нагрузки и качество  обучения студентов , разрабатывающее рабочие учебные планы направлений  подготовки (специальностей) и соответствующие им учебно - методические  комплексы учебных дисциплин.

5.2. В процессе обучения с применением ЭО, ДОТ обучающиеся:

  • подтверждают согласие на обучение с применением ДОТ в  письменной форме ;
  • получают индивидуальные логин и пароль для доступа к иноформационно-образовательной среде
  • подтверждают согласие на обработку персональных данных в иноформационно-образовательной среде;
  • получают доступ к учебно-методической помощи, сопроводительной документации и проходят обучение первоначальным навыкам работы в  образовательной среде с применением ДОТ ;
  • получают доступ к индивидуальным учебным планам, расписанию, электронным  информационным и  образовательным  ресурсам и сервисам как посредством компьютерной базы университета, так и посредством  персональных (личных) компьютеров ;
  • самостоятельно  изучают содержание учебного материала, а также  определяют необходимость изучения дополнительных учебно - методических  пособий, разработок сверх предложенных преподавателем ;
  • выбирают профиль направления подготовки  в соответствии с  положением  о порядке распределения студентов по профилям  подготовки(специализациям) основных образовательных программ высшего  профессионального образования ;
  • посещают учебные занятия в режиме  off - line или  on - line в соответствии  с расписанием;
  • проходят промежуточную и итоговую аттестацию в соответствии с  индивидуальным учебным планом, рабочим учебным планом направления  подготовки (специальности) и срока обучения;
  • используют  дополнительные формы самоконтроля результатов  работы, предложенные преподавателем или выбранные самостоятельно ;

5.3. Обязанности  преподавателей

  • разрабатывают и вносят изменения в учебно - методически е  материалы в соответствии с требованиями ФГОС ВПО;
  • реализуют учебную нагрузку в соответствии с  расписанием учебных  занятий в системе ДО с применением ДОТ , осуществляют контроль знаний,  умений и навыков студентов по своей учебной дисциплине, ведут учет учебных достижений в соответствии с требованиями Бально-рейтинговой системы (БРС);
  • заполняют необходимую  документацию по реализуемому учебному  процессу в системе ДО (ведомости успеваемости, итоговая ведомость) ;
  • своевременно повышают квалификацию в сфере современных  информационно - коммуникационных технологий , ЭО и ДОТ.

 5.4. Обязанности факультетов

  • организуют и контролируют реализацию мероприятий по  привлечению абитуриентов в университет  совместно с  приемной комиссией и  управлением ЭО;
  • совместно с управлением ЭО разрабатывают и утверждают графики  учебного процесса по основным образовательным программам высшего профессионального образования по специальностям и направлениям подготовки с  применением ДОТ;
  • готовят проекты приказов и распоряжений по контингенту студентов, обучающихся в системе ДО,  совместно с управлением ЭО;
  • в соответствии с информацией, предоставленной управлением ЭО , оформляют академические справки и дипломы ;
  • организуют контроль за текущей успеваемостью обучающихся в системе ДО университета, переводят их с курса на курс, допускают к прохождению  ИГА совместно с управлением ЭО;
  • согласуют  в установленном порядке проекты приказов по переводу  студентов, обучающихся в системе ДО, с курса на курс, допуску к прохождению  ИГА и другие проекты приказов, связанные с контингентом студентов ,  подготовленные управлением ЭО .